Банкротство — это юридическая процедура, которая позволяет физическим или юридическим лицам, не способным погасить свои долги, начать процесс восстановления финансовой стабильности. В условиях экономической нестабильности и непредвиденных обстоятельств, таких как потеря работы или резкое ухудшение здоровья, многие сталкиваются с финансовыми трудностями, которые могут привести к банкротству.
Сбор необходимых документов является ключевым этапом в процессе банкротства. Правильная подготовка поможет избежать задержек и обеспечит более гладкое прохождение процедуры. В этой статье мы рассмотрим, какие именно документы потребуются должнику, чтобы успешно инициировать процесс банкротства и защитить свои права.
Процедура списания долгов в судебном порядке требует тщательной подготовки со стороны должника и сбора документации, подтверждающей, прежде всего, наличие задолженности и невозможности её оплатить в ближайшем будущем. Вот полный список документов, которые нужно предоставить в Арбитражный суд:
Заявление пишется в свободной форме, но должно включать в себя следующие элементы:
Это документ о внесении на депозит Арбитражного суда суммы, необходимой для оплаты работы финансового управляющего — 25 000 рублей.
Если у должника на текущий момент нет таких средств, можно вместо квитанции приложить к заявлению ходатайство об отсрочке внесения средств на депозитный счёт.
Переень кредиторов должен включать названия организаций или фамилии, имена и отчества людей, перед которыми образовалась задолженность, а также суммы долгов и даты возникновения обязательств. По возможности стоит указать адреса и телефоны кредиторов, чтобы ускорить их оповещение о предстоящем банкротстве должника и, соответственно, сократить срок процедуры.
Внимание! Необходимо максимально точно указать всех кредиторов, перед которыми образовались долги. Если задолженность был перепродана, и вы точно не знаете, кому, укажите наименование первоначального кредитора, а финансовый управляющий выяснит остальную информацию. |
Документ должен содержать сведения об официальных доходах за последние три года. Если должник в этот период поменял место работы, потребуется справка от каждого работодателя.
Копии документов, подтверждающих право владения ценным имуществом: жилая и коммерческая недвижимость, земельные участки, автомобили и другие транспортные средства (при наличии указанных или аналогичных активов).
Справки из банков о наличии действующих счетов и текущих остатков на них.
Документы, связанные с возникновением финансовых трудностей: приказ об увольнении, медицинские справки, документы об утрате трудоспособности и т. п.
Сбор всех необходимых документов для оформления банкротства физического лица является важным шагом к свободе от долгов. Их наличие, комплектность и корректное оформление обеспечат более эффективное рассмотрение вашего дела в суде и повысит шансы на успешное завершение процедуры и списание долгов.
В некоторых случаях для оформления банкротства необходимы дополнительные документы. Какие именно — зависит от обстоятельств конкретного дела. Например, пенсионер должен предоставить выписку из лицевого счёта Социального фонда России. А в случае банкротства акционера или учредителя бизнеса потребуется выписка из реестра акционеров или ЕГРЮЛ. Я рекомендую до начала сбора документов получить бесплатную консультацию нашего юриста, чтобы избежать возможных ошибок и недоразумений.
Упрощённое (внесудебное) банкротство — бесплатная процедура, доступная для некоторых категорий должников, чья сумма задолженности не превышает 1 млн рублей. Чтобы воспользоваться возможностью бесплатно списать долги, необходимо подавать документы в многофункциональные центры. Там же помогут оформить заявление по утверждённой форме, поэтому готовить его не нужно.
Кроме того, внесудебное банкротство через МФЦ проводится без участия финансового управляющего. Соответственно, не нужно оплачивать его работу и прилагать к заявлению квитанцию. Но упрощённая процедура таит в себе много подводных камней, которые усложняют доступ к этой возможности списать долги.
Список остальных документов остаётся тем же, что и при банкротстве через суд, за исключением бумаг, подтверждающих доход должника и наличие у него ценного имущества. Это связано с тем, что одним из критериев допуска к бесплатному банкротству является отсутствие у гражданина имущества и официального источника дохода.
Базовый список документов, прилагаемых к заявлению для подачи на банкротство через МФЦ, включает:
Это важно! Должник должен максимально ответственно подойти к перечню кредиторов. Ведь через МФЦ спишут только те долги, которые были указаны в списке, и только в том объёме, который указал заявитель. Упрощённое банкротство исключает участие финансового управляющего, который мог бы уточнить реестр кредиторов и объём долгов, чтобы снять с должника даже те обязательства, о которых он забыл или не знал. |
Кроме того, решившись на упрощённое банкротство через МФЦ, гражданин должен обосновать своё право на бесплатную процедуру. Для этого необходимо предоставить дополнительные документы.
Если заявитель — пенсионер:
Если заявитель получает пособие на ребёнка и не имеет других доходов:
Если заявитель не является пенсионером и не получает пособия на детей, список документов для банкротства может включать:
При этом важно, чтобы в отношении должника не было иных действующих или вновь открытых исполнительных производств.
Собрать необходимые бумаги можно в течение месяца. Но нужно всё делать правильно и системно, чтобы ничего не забыть и не тратить время на поиск того, что не понадобится. В случае затруднений или невозможности заниматься сбором документов лично, можно обратиться за помощью к опытному банкнотному юристу. Наши специалисты не только подскажут, какие документы нужно предоставить для оформления банкротства физических лиц, но и готовы оказать любую помощь вплоть до восстановления утерянных документов. Также вы можете воспользоваться услугой «банкротство под ключ» и снять с себя все хлопоты, связанные со списанием долгов.
Все документы, кроме квитанции об оплате вознаграждения арбитражного управляющего, подаются в копиях. Заверять их не нужно, достаточно, чтобы копии были хорошего качества. Перед подачей важно уточнить, какие документы для оформления банкротства нужны в вашем конкретном случае. Если заявление подаётся через интернет-портал «Мой арбитр», документы необходимо отсканировать.
Личные документы и кредитные договоры должны быть на руках, их заказывать не придётся. Справки о доходах заказывают по месту работы. Документы о признании нетрудоспособности — в центре занятости или МФЦ. Справка о ликвидации статуса индивидуального предпринимателя — в отделении Федеральной налоговой службы. Справки о долгах перед ресурсоснабжающими организациями и государственными структурами — в соответствующих организациях. Судебные решения о взыскании задолженности — в канцелярии суда. исполнительные листы и другую документацию, связанную со взысканием долгов, — у судебных приставов.
Большую часть выписок и справок можно заказать на официальных сайтах соответствующих органов или через портал «Госуслуги». Но их получение по почте займёт время. Если есть возможность, лучше обратиться лично и получить документы в предельно сжатый срок: в течение 5–10 дней.
Внимание! Некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Например, выписка из ЕГРИП действует всего 5 дней. Поэтому их собирать нужно в последнюю очередь, непосредственно перед подачей заявления о банкротстве. |
Собрав документы, перед тем как подать на банкротство, снова проконсультируйтесь с арбитражным управляющими или банкротным юристом. Это необходимо для уверенности в том, что собран полный пакет документов, они соответствуют требованиям закона, и у суда к ним не возникнет вопросов.
Даже если вы уверены в том, что у вас «простое дело» и нужно совсем немного документов, я рекомендую начать путь к освобождению от долгов с консультации. Мы бесплатно консультируем всех, кто решил объявить о банкротстве. Независимо от того, продолжат ли они сотрудничество с нами.
На консультации наш специалист детально изучит вашу ситуацию, уточнит какие документы нужны для банкротства физического лица, расскажет, как и в каком порядке их собирать, и объяснит нюансы процедуры.
Как законно защитить свои карты
Рассказываем, из чего складываются затраты на процедуру банкротства
Изменения в законодательстве и дистанционная процедура без личного присутствия должника. Как избежать ошибок при выборе юриста для списания долгов.