Несмотря на то что деятельность коллекторских организаций строго регламентирована Федеральным законом №230, многие должники сталкиваются с психологическим давлением по телефону. В этой статье разберем, на что коллекторы имеют право по закону, и как себя вести в телефонном разговоре с ними.
Что могут спрашивать в звонке коллекторы по закону?
Сразу стоит отметить, что телефонный разговор с коллектором ни к чему не обязывает должника. Вы можете не опровергать и не подтверждать намерение погасить задолженность в звонке. Ответственности за то, что вы не возьмете трубку также нет.
Что могут коллекторы в телефонном звонке:
- запрашивать Ф.И.О. и дату рождения для идентификации;
- требовать погасить задолженность;
- рассказывать про последствия, которые наступят из-за просрочки;
- предлагать варианты, как погасить задолженность;
- запрашивать дополнительную информацию о должнике.
Сколько и в какое время могут звонить коллекторы?
Коллекторы могут звонить не более одного раза в сутки. Также есть ограничения в неделю: не более двух раз. В месяц коллекторы могут звонить не более восьми раз.
Учитываются только те звонки, в которых состоялся разговор должника и сотрудника коллекторской организации. Пропущенные вызовы не считаются.
По времени, когда коллекторы могут связываться с должником, также есть ограничения. Сотрудники могут звонить:
- в будние дни 8 утра до 10 часов вечеров;
- в выходные дни с 9 утра и до 10 часов вечера.
Могут ли коллекторы звонить родственникам и знакомым?
Ст. 4 ФЗ №230 запрещает коллекторам звонить кому-либо по поводу просроченной задолженности лица. Исключением может быть письменное согласие третьего лица. В любой форме, которая позволяет установить факт волеизъявления гражданина.
Могут ли коллекторы звонить на работу?
Коллекторы не имеют права звонить по поводу вашей задолженности любым физическим лицам без их письменного согласия. Они не могут позвонить вашему руководителю или коллеге. Если коллекторы звонят на работу – жалуйтесь на их действия в ФССП (Федеральная служба судебных приставов), МВД или прокуратуру.
Мой телефон поставили на автодозвон. Что делать?
Поставить многократный набор номера телефона должника – популярный среди коллекторских организаций способ психологического давления. Чтобы прекратить автодозвон, следует написать жалобу в ФССП. К заявлению приложите:
- Детализацию звонков от сотового оператора;
- Видео с поступающими звонками и информацией с автоответчика.
У меня нет долгов, но звонят коллекторы. Что делать?
Что делать, если вам звонят коллекторы, но вы не являетесь ни должником, ни поручителем? Заемщик мог указать ваш номер телефона в заявлении, когда брал кредит, чтобы вы смогли подтвердить данные о нем. Например, место трудоустройства. Когда банк продает или передает долг коллекторскому агентству, то сведения о третьих лицах он обязан изъять. Федеральный закон №152 содержит правила хранения и обработки персональных данных. Вы можете написать претензию в адрес банка или МФО (микрофинансовой организации) и заявить о том, что ваши права нарушены.
Как себя вести при телефонном разговоре с коллекторами по чужому долгу:
- Не стоит грубить и поддаваться на провокации. Не допускайте мат в адрес коллектора, его можно отнести к статье 5.61 КоАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) – оскорбление, направленное на унижение чести и достоинства;
- Поставьте ваш разговор с сотрудником коллекторской организации на запись;
- Вежливо попросите удалить ваш номер телефона из базы звонков;
- Узнайте имя и фамилию сотрудника, ИНН и ОГРН организации, из которой он звонит. Можете запросить копию свидетельства о государственной регистрации. Эти сведения пригодятся вам, если захотите подать претензию. Но даже если вы не планируете добращаться с жалобой, эти вопросы могут поставить в тупик сотрудника, и звонить вам перестанут.
Телефонные атаки коллекторов могут морально изматывать и нарушать ваши права. С ними можно и нужно бороться законными способами. Коллекторские агентства жестко ограничены в правах. Если они допускают нарушения и не реагируют на ваши претензии, вы вправе жаловаться в ФССП, полицию или прокуратуру. Если вам нанесли моральный ущерб, то вы можете подать исковое заявление в суд.