Граждане, отбывающие наказание, утрачивают доход и объективно не могут платить по счетам. У них накапливаются долги: по кредитам и займам, по коммунальным платежам, налогам. Растут и другие финансовые обязательства, возникшие до заключения. А они лишены доступа к своим счетам. И даже если деньги есть, не могут их снять и расплатиться с кредиторами. И осужденные начинают задумываться о списании долгов. Поговорим о возможности банкротства заключённых и обнуления их задолженности перед кредиторами.
Закон не предусматривает каких-либо льгот для осужденных за преступления. Их задолженность продолжит расти. Её не заморозят на период отбывания срока и не спишут. А однажды наступит время, когда коллекторы начнут терроризировать родных и близких заключённого, выбивать из них его долги. Или до имущества и банковских счетов доберутся судебные приставы. Ведь для банков и МФО не имеет значения, где находится должник — на воле или в заключении.
Многие слышали о банкротстве физических лиц, которое позволяет избавиться от долгов. Но доступно ли оно тем, кто оказался по ту сторону закона? И как человек, отбывающий наказание и поражённый в гражданских правах сможет, решить проблему с ранее возникшими финансовыми обязательствами?
Скажу сразу: банкротство заключённого возможно. Даже с невероятными долгами.
Недавно стало известно, что знаменитая волшебница Елена Блиновская, заключённая под стражу, подала в арбитражный суд заявление о банкротстве. Её совокупный долг по налогам и сборам составляет 1,4 млрд рублей. И ежедневно растёт ещё на 500 тыс. Женщина рассчитывает, что суд признает её банкротом и спишет задолженность перед ФНС, оставив ей только уголовное наказание. |
Из статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности» следует, что должник имеет право обратиться с заявлением о своём банкротстве независимо от суммы и правовой природы долга. Это можно сделать, если гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы:
Право гражданина России на банкротство 1 раз в 5 лет является безусловным, и не может быть ограничено другими обстоятельствами. Решением Верховного суда от 13 мая 2021 года установлено, что это право есть у всех физических лиц, в том числе у отбывающих уголовное наказание.
Должник, отбывающий наказание, ограничен во многих действиях. Однако имеет право подать на заявление о банкротстве с помощью третьих лиц:
Доверенное лицо заключённого сможет от его имени:
Рассмотрев заявление в отсутствие заключённого заявителя, суд признает его банкротом и утвердит кандидатуру финансового управляющего — специалиста, который будет вести процедуру банкротства осужденного. Он получит временное право на управление имуществом банкротящегося гражданина и распоряжаться его деньгами. Например, если доходы заключённого превышают прожиточный минимум, управляющий будет их удерживать для частичного погашения долгов перед кредиторами. Остальное имущество, если оно есть, будет продано в процедуре реализации, после чего с заключённого, официально признанного банкротам, спишут оставшуюся задолженность.
По завершении процедуры банкротства осужденного с него спишут большую часть долгов, образовавшихся как на воле, так и в заключении. Но некоторые требования продолжат действовать:
По этим обязательствам придётся расплатиться после завершения процедуры банкротства. Как правило, они частями списываются из заработной платы, которая начисляется осужденным, отбывающим наказание.
Освобождение осужденного от финансовых обязательств перед кредиторами не произойдёт, если в отношении него вынесен приговор за следующие правонарушения:
Есть и другие случаи, когда заключённому откажут в банкротстве: общие для всех физических лиц, независимо от их отношений с законом.
То, что должник находится в заключении, не является проблемой. Банкротящихся граждан приглашают в суд крайне редко. А если вызовут, вместо должника может явиться его доверенное лицо и дать все разъяснения. Гораздо сложнее в этой ситуации получить консультацию опытного банкротного юриста, а она необходима, чтобы принять решение о банкротстве.
Наш специалист готов проконсультировать любого человека, который выражает интересы осужденного и может в подробностях рассказать историю его долгов. Он поможет оценить возможности и риски, а также расскажет, насколько целесообразно банкротство заключённого в данной ситуации.