Военные, добровольцы и мобилизованные — это категории граждан, которые посвятили жизнь служению Родине. Взамен они получили льготы и определённые социальные гарантии. Однако, как и другие россияне, военнослужащие могут столкнуться — и часто сталкиваются — с финансовыми трудностями, в том числе с необходимостью избавиться от непосильных финансовых обязательств через банкротство.
Понимание нюансов признания несостоятельности военных важно как для них самих, так и для членов их семей. Поэтому мы решили подробно рассмотреть вопрос о том, как проходит процедура банкротства военнослужащих в 2025 году. Ведь он вызывает не только живой интерес профессиональных военных, добровольцев и мобилизованных граждан, но и определённое волнение. В частности, эту категорию граждан интересует возможность исполнять свои обязательства перед Родиной в период прохождения процедуры. И то, смогут ли они рассчитывать на получение военной ипотеки по её завершении.

Такая возможность есть. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не накладывает никаких ограничений на военнослужащих. Они имеют право заявить о своей финансовой несостоятельности на общих основаниях. Для этого достаточно соответствовать хотя бы одному из следующих признаков:
При этом не имеют значения ни причины образования долгов, ни количество кредиторов, ни общая сумма долга, если она не превышает 500 000 рублей. В последнем случае военнослужащий не просто имеет право, но обязан заявить о своей несостоятельности.
Однако в банкротстве военных есть один важный нюанс. Его невозможно оформить через МФЦ, так как упрощённая внесудебная процедура предполагает отсутствие у должника источников дохода, а военнослужащие регулярно получают жалование. Поэтому для списания долгов этой категории граждан придётся обратиться в арбитражный суд по месту постоянной регистрации. И тут начинаются вопросы, которые по-настоящему волнуют военных и членов их семей.
Служба в рядах Вооружённых сил не всегда проходит в регионе, из которого призывался гражданин. Но даже если он служит в военном округе, который дислоцирован в том же субъекте федерации, не всегда возможно получить длительное увольнение или отпуск для того, чтобы собрать все необходимые документы, подготовить и подать заявление в арбитражный суд. Тем более, если военнослужащий находится в длительной специальной командировке.
Военным, которые уже столкнулись с финансовыми трудностями и не исключают возможности в обозримом будущем подать на банкротство, я советую при первой же возможности оформить доверенность на представление их интересов в организациях и государственных органах. Это даст возможность собрать документы и обратиться в арбитражный суд без их непосредственного участия.
Внимание!
Гражданам, которые только собираются на военную службу, но имеют обязательства перед кредиторами, я рекомендую оформить доверенность до отбытия в часть. Чтобы спокойно служить, зная, что в тылу в случае необходимости прикроют, и долги будут списаны без лишней нервотрёпки.
Отсутствие доверенности, однако, не являться препятствием для проведения процедуры банкротства военных, срочников и мобилизованных. Самые важные документы наши специалисты смогут заказать через интернет-портал «Госуслуги» и в банковских онлайн-сервисах. И уже потом предложат военнослужащему (или его представителю) верный способ подать заявление в арбитражный суд, учитывая невозможность должника сделать это лично.
Самое важное, что нужно знать по этому вопросу: никаких санкций со стороны командования не последует. Ведь банкротство военного — не преступление и даже не проступок. Да, это исключительные обстоятельства, но совершенно законная и стандартная процедура для всех граждан Российской Федерации.
Таким образом, последствия банкротства военных ничем не отличаются от того, что закон предусматривает для гражданских физических лиц. С поправкой на военнослужащих:
Специальных запретов или ограничений для банкротов, проходящих службу в рядах Вооружённых сил, закон не предусматривает.

Все льготы, предусмотренные федеральным законодательством для военнослужащих и членов их семей, сохраняются в полном объёме. В конкурсную массу включается только должностной оклад. Да и то лишь в том случае, если совокупный доход семьи превышает размер прожиточного минимума для всех её членов, который в 2025 году составляет:
Например, если у военнослужащего есть неработающая жена и двое детей, из конкурсной массы будет исключена часть должностного оклада в размере 63 666 рублей. Эти деньги останутся в семье, а всё, что превышает эту сумму, будет направлена на погашение долгов.
Напомню, что это затрагивает только должностной оклад военнослужащего. Что касается надбавок и специальных выплат, по решению суда мы исключаем их из конкурсной массы — имущества банкрота, которое подлежит реализации для погашения задолженности. Таким образом, в процедуре банкротства военные продолжают без ограничения получать деньги, положенные им за:
Если у гражданина есть квартира (или дом), приобретённая по «Росвоенипотеке», она у него останется, независимо от того, является ли это жильё единственным для него и членов его семьи. В ходе банкротства мы оформим мировое соглашение или локальный план реструктуризации — государство продолжит выплачивать ипотечный кредит.
Это даже проще, чем получить потребительский кредит сразу по завершении процедуры. Ведь плательщиком по военной ипотеке выступает не фактический владелец квартиры, а государство в лице «Росвоенипотеки». Сам военнослужащий не вносит ни рубля для погашения этого кредита. Вопросов к состоятельности государства у банков нет, и они уверены, что платежи по ипотечному кредиту будут поступать регулярно. Таким образом, если военнослужащему положена квартира, он её получит, несмотря на наличие у него статуса банкрота.

Несколько лет Дмитрий практически не вылезал из командировок. Дома никто не ждал: с женой давно развёлся, а дочь всегда была больше привязана к матери, так как отца видела только во время его отпусков.
Закрепившись на очередном месте службы, Дмитрий стал обживаться. Купил автомобиль, мебель в служебную квартиру, бытовую технику. И всё в кредит. Но командировка неожиданно закончилась. А вместе с ней и надбавки, которые составляли больше половины зарплаты.
Зато остались долги перед банками, которые отдавать после вычета алиментов было не с чего. Часть задолженности удалось рефинансировать. Но это не исправило ситуацию: денег всё равно не хватало.
Дмитрий стал занимать у сослуживцев, брать новые кредиты, чтобы перекрывать старые. И даже продал автомобиль, чтобы рассчитаться хотя бы с большей частью долгов. Но всё равно оставалось более 1,2 млн рублей, и сумма ежемесячного платежа была выше, чем текущий доход мужчины.
Он стал задумываться о банкротстве. Пришёл к нам на консультацию. Но даже после этого не сразу решился объявить себя банкротом. Ссылался на честь офицера, которая обязывает платить по долгам. Кроме того, мужчина испытывал двойное давление: сверху и снизу.
С одной стороны, он переживал, что руководство решит, что у него отсутствует финансовая дисциплина. С другой — не хотел терять авторитет перед личным составом и подавать им плохой пример. Но долги давили сильнее, и Дмитрий всё же подал заявление в арбитражный суд.
Процедура прошла гладко, если не считать того, что один из кредиторов пытался оспорить сделку купли-продажи автомобиля и вернуть его в конкурсную массу банкрота-военнослужащего. Но я доказала суду, что деньги, вырученные от реализации авто, ушли на покрытие долгов перед кредиторами. Иск был отклонён, а все долги Дмитрия — благополучно списаны в течение полугода.
Что касается 3-комнатной квартиры мужчины, мы сразу обозначили, что она куплена по программе военной ипотеки, и плательщиком этого кредита выступает государство, а не собственник жилья. Поэтому вопрос о лишении Дмитрия жилья даже не поднимался.
Если отбросить психологические барьеры, связанные с воинской честью, никаких препятствий для списания долгов через банкротство нет. Напротив, осознавая важность ратного труда, арбитражные суды и финансовые управляющие стараются максимально упростить прохождение военных через эту процедуру. Как показывает судебная практика банкротства военнослужащих, даже кредиторы проявляют к ним большую лояльность, чем к гражданским должникам.
Разумеется, описанный случай не универсален. И стратегия банкротства военного зависит от индивидуальных обстоятельств. На бесплатной консультации наш специалист изучит все детали и предложит верную тактику, которая поможет избавиться от задолженности с минимальными потерями и максимально быстро.
Что может омрачить процедуру списания долгов гражданина.