Кредитная карта – простой и доступный способ обеспечить себя необходимым в тот момент, когда средств недостаточно. Это удобно, так как можно не откладывать покупку на потом, а долг вернуть через некоторое время. Казалось бы, все предельно просто. Но может случиться так, что вы не успеете погасить задолженность в течение льготного периода, набегут проценты, потом снова проценты. Так кредитная карта постепенно превратится из приятного преимущества в тяжкое бремя.
Чем чревато, если вы просрочили платеж по кредитке, и как быть, если нет возможности погасить накопившийся долг, рассказываем в этой статье.
Чем грозит просрочка по кредитной карте
Как правило, любая кредитная карта имеет льготный период. Обычно он составляет до 50 дней, но в некоторых банках может быть 60 или даже 100. Определяя грейс-период, руководство банка учитывает несколько факторов, такие как кредитная история заемщика, его доход, семейное положение, возраст и прочее.
Также каждая кредитная карта имеет минимальный ежемесячный платеж. Он состоит из задолженности отчетного периода и процентов по кредиту. Перед тем как оформлять карту, можно онлайн рассчитать сумму минимального платежа через специальный калькулятор на сайте банка. Так вам будет проще понять собственные финансовые силы и сможете ли вы внести деньги вовремя. Не вернуть полностью долг по кредитке не так чревато, гораздо хуже просрочить минимальный платеж. В этом случае санкции от банка неминуемы.
Если после напоминаний от банка вы так и не внесете деньги, вам придется не только погасить долг, но и заплатить неустойку и штраф. Размер штрафа обычно прописан в кредитном договоре, неустойка – процент от задолженности, который начисляется каждый день.
Просрочив платеж по кредитной карте, вы не только усугубите свое финансовое положение, но и испортите кредитную историю. Эти последствия в дальнейшем могут помешать получить важный кредит или одобрение по ипотеке. Проявив себя как ненадежный заемщик, вы надолго можете лишиться доверия в банковской сфере.
Почему может возникнуть просроченная задолженность
Существует несколько причин, по которым заемщик может просрочить платеж по кредитной карте. Разберем самые частые из них.
- Неправильные расчеты. У каждой кредитной карты есть льготный период, в течение которого вы можете беспроцентно погасить задолженность. Обычно от 1,5 до 3 месяцев. Однако если человек не совсем ответственный, он может не заметить, что грейс-период уже закончился. В итоге набегают проценты и появляется просрочка.
- Пришлось потратить платеж на другие цели. В жизни могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: болезнь, срочный ремонт автомобиля или квартиры, штраф. Когда они вмешиваются, отложенные на погашение кредита деньги приходится тратить на другую цель, и образуется задолженность.
- Платные услуги. Некоторые банки во время оформления кредитной карты могут подключить вам платные услуги. Их, как правило, прописывают в договоре мелким шрифтом, который никто не читает. В итоге к долгу прибавляется плата за дополнительные функции, и может возникнуть просрочка.
- Задержка зарплаты. Достаточно распространенный фактор. Вы рассчитываете, что будете возвращать деньги банку с заработной платы, окончание льготного периода подгоняете под даты выплат на работе. Однако, когда зарплата не приходит, сроки смещаются, и кредит не выплачивается вовремя.
- Потеря дохода. Может произойти так, что человека сократили на работе, и он остался без основного дохода. В таком случае деньги в первую очередь нужны на проживание, а на оплату долга по кредитной карте их не остается.
Во всех случаях для заемщика главное – не скрываться от банка, не избегать телефонных звонков, а постараться решить сложившуюся ситуацию законным способом, без вмешательства третьих лиц.
Реакция банка
Когда заемщик прекращает вносить плату по кредитной карте, действия сотрудников банка практически всегда стандартные и делятся на несколько этапов.
Этап первый. Банк в вежливой форме предупреждает клиента о возникшей задолженности. Он информирует его по телефону и СМС о всех возможных последствиях, одновременно внося данные о просрочке в кредитную историю заемщика. Кроме того, банк начинает начислять пенни и неустойку, штрафные санкции только увеличивают скопившийся долг.
Этап второй. Риторика банка меняется, и заемщика уведомляют о том, что, если он продолжит бездействовать, его ждет судебное разбирательство. Некоторые банки могут начать угрожать обратиться к коллекторам.
Этап третий. Банк привлекает коллекторов по агентскому договору. Они помогают добиться от клиента того, чтобы тот незамедлительно погасил задолженность. Человек получает гневные письма и сообщения, ему и его родственникам звонят беспрестанно. Коллекторы могут давить на жалость, пугать разборками с правоохранительными органами и так далее.
Этап четвертый. Банк пишет иск в суд или же продает задолженность клиента коллекторам. Здесь действия зависят исключительно от внутренней политики кредитной организации. Если банк передал клиента коллекторам, он больше не имеет к нему никакого отношения, кредитором становится коллекторское агентство. Если же банк прибегнул к судебному разбирательству, здесь есть две схемы принудительного взыскания задолженности:
- Через мировой суд. Дело рассматривают 10 дней, после должник получает копию судебного решения, которое может оспорить также в течение 10 дней. Если этого не происходит, банк обращается в ФССП и инициирует исполнительное производство.
- Через суд общей юрисдикции. Дело рассматривают 4-6 месяцев, в течение этого периода стороны встречаются на заседаниях. Если суд принимает решение не в пользу должника, также инициируется исполнительное производство.
Когда дело доходит до судебных приставов, они начинают тщательно изучать положение заемщика: его имущество, счета, налоги. После принимаются меры. У должника могут арестовать квартиру, автомобиль или другие активы, запретить ему выезд за границу, списать долг банка с другого счета, на котором есть деньги.
Что делать, если платеж просрочен, а платить нечем
Если такая ситуация возникла, не стоит игнорировать проблему и избегать разговора с банком. Важно с самого начала уведомить кредитную организацию о своем положении, предоставив соответствующие документы. Работники банка должны пойти вам навстречу и предложить несколько вариантов решений.
-
Реструктуризация кредитной карты
Реструктуризация – это пролонгация кредитного договора с уменьшением ежемесячного платежа. Иногда могут списать пенни и неустойку, но редко. Чтобы запросить реструктуризацию долга по кредитной карте, нужно предоставить банку все необходимые документы, которые докажут, что вы действительно не можете вернуть деньги. Это может быть увольнение, болезнь, беременность. Банк сам решит, уважительная ли у вас причина, и примет решение.
-
Кредитные каникулы
Это отсрочка, которая предоставляется должнику на несколько месяцев в связи с ухудшением его финансового положения. За этот период он либо не выплачивает взнос по кредиту совсем, либо платит только проценты. Однако начисление новых процентов в это время продолжается. Кредитные каникулы могут быть предоставлены как по собственному желанию, так и по закону.
-
Рефинансирование
Данная процедура не избавит от долга, но может помочь снизить процентную ставку. Таким образом вы можете перекрыть задолженность по кредитной карте другим займом с меньшей процентной ставкой. Важно помнить, что банки соглашаются на рефинансирование в том случае, если у клиента чистая кредитная история.
-
Банкротство
Этот вариант освобождает не только от просроченных кредитов, но и от штрафов, долговых расписок и даже долга по коммунальным платежам. Процедура может проходить через арбитражный суд или МФЦ. Признание банкротства через суд финансово невыгодно и может затянуться на год. Через МФЦ действовать быстрее, но стоит помнить, что туда можно обращаться, только если задолженность не превышает 500 тысяч рублей.
Банкротство может быть самым простым выходом для заемщика. Однако у нее есть соответствующие последствия. Например, в течение нескольких лет вы не сможете оформлять новые кредиты и пользоваться любыми другими услугами банков. Такие санкции не навсегда, и могут быть сняты по истечении определенного срока.